Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая —
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я — изысканный стих.
1901
Анализ стихотворения «Я – изысканность русской медлительной речи» К.Д. Бальмонт.
1903 год. Выходит в свет сборник Бальмонта «Будем как Солнце». В нем впервые опубликовано стихотворение «Я – изысканность русской медлительной речи». К этому времени поэзия Константина Дмитриевича восторженно принимается читателями. Коллеги по поэтическому цеху считают его одним из лучших поэтов своего времени. Молодой Бальмонт – участник политических митингов, манифестаций. Ему близок дух революции. Он занимается переводами европейских поэтов, у них он учится нюансам стихосложения.
Жанр стихотворения – это творческий манифест, в котором поэт высказывается о характере и задачах своей поэтической деятельности, литературного творчества. Это произведение можно автопортретом.
Поэзии Константина Бальмонта присущи мелодичность, красота и музыкальность. Автор заявляет о себе как о живописце, творце слова. Произведение изобилует личным местоимением «я», многочисленными тире.
Что представляет собой первая строфа? Начальная строка звучит как афоризм. Во второй и третьей автор гордо превозносит себя: «другие поэты – предтечи». Предтечи – библейский образ, поэты прошлых эпох были для Бальмонта не только предшественниками, но и учителями. Создатель стихов говорит о том, что он сформировал нечто новое в поэтическом творчестве: «Открыл уклоны». Но произведения поэта-символиста не выходят за рамки классических литературных традиций, ведь он постигал науку стихосложения, переводя и читая великих поэтов прошлого. Четвертая строка строфы – прекрасный образец звукописи.
Неожиданно во втором четверостишье ритм меняется. Автор приводит в качестве постулата свое поклонение игре звука, света и тени.
Гимн природе, стихии заключен в третьей строфе. Бальмонта тяготят цепи материальной, плотской, вещественной сторон жизни, он пытается избавиться от них. В стихотворении отсутствует человек с его деяниями и потребностями. Сам автор представляется частицей мироздания, вне общества, границ и времени: «Для всех и ничей».
Где черпает вдохновение и мастерство поэт? Бальмонт отвечает: «У других отнимая». Прежде всего, у природы. Раскрывает секрет своего успеха и популярности: «Влюблен в себя и других».
Художественная выразительность создается при помощи:
• эпитетов: перепевные, нежные, многопенный, гневные;
• инверсии: переклички лесные;
• сравнений: как сон;
• перечислений;
• повторов;
• анафор;
• индивидуально-авторских эпитетов: разорванно-слитный;
• оксюморона;
• парадокса.
В стихотворении почти нет глаголов. Пейзаж передается условно, но при этом сохраняет земные черты. Поэт изящно играет приставками, употребляя слова: переплеск, самоцветные, самобытной.
Константин Бальмонт всю свою творческую жизнь стремился раскрыть тайны мелодичности русской поэзии, о чем свидетельствует его стихотворение «Я – изысканность русской медлительной речи».