Осень обещала: «Я озолочу»
А Зима сказала: «Как я захочу»
А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».
И Весна настала. Всюду кутерьма.
Солнце золотится. Лютик — золотой.
Речка серебрится и шалит водой.
Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега.
Там, где не достала, — лютик золотой,
Жёлтый одуванчик, — будет и седой.
Осень обещала. Помогла Весна.
Ну, Зима пропала, хоть была сильна.
Анализ стихотворения «Золотое слово» К.Д. Бальмонт.
1912 год. Поэту-символисту Константину Бальмонту 45 лет. Два года назад он принимал поздравления по случаю юбилея своего творчества, сопряженного с бурной деятельностью радикала-революционера. Позади выход на баррикады, которые привели к конфискации двух его сборников его стихов. Бальмонт много путешествует, пишет стихи. На свет появляется «Золотое слово».
Особенности произведения:
• жанр – стихи о природе;
• рифмовка смежная;
• рифмы открытые и мужские;
• 3 строфы;
• перечислительная интонация;
• сбивчивый ритм;
• обилие глаголов в прошедшем времени;
• отсутствие глагольных рифм;
• простые нераспространенные предложения;
• строки с прямой речью.
Стихи Бальмонта включались в поэтические сборники для детей. И сегодня «Золотое слово» литературоведы причисляют к произведениям детской литературы. Лексика стихотворения проста, временами воспринимается как несамостоятельная. Глаголы симметрично выстраиваются в центре строк:
• осень обещала;
• зима и весна сказали;
• весна настала.
Лирический герой не предпринимает попыток проявить себя. Автор одушевляет времена года. Их названия упоминаются как имена собственные, с прописной буквы. Беседа, мирный спор становятся основой стихотворения. Осень, подразумевая золото листопада, пророчит: «Озолочу». В противовес ей Весна упоминает солнце в сочетании с глаголом «золотится», образованного от прилагательного «золотистый». Такой прием встречается у Алексея Плещеева в бесхитростном выражении «травка зеленеет». В дискуссии побеждает весна.
Поэт умышленно допускает тавтологию, упоминая дважды «лютик золотой». Возможно, второй раз говорится о другом, речном растении, поскольку вслед за ним описываются пространства, захваченные речкой: залитые луг, затопленное поле. Лютик и одуванчик растут там, «где не достала» их вода.
Поэт в третьем четверостишии раскрывает детям суть природных явлений. Описывает жизненный цикл одуванчика, который со временем потеряет свой желтый цвет, станет «седым», разлетится по свету.
К концу стихотворения повтор из первой строфы: «Осень обещала». Междометия с «ну» подчеркивают: зима проиграла, «зима пропала».
Название стихотворения содержит яркую метафору, эпитет.
Вариации золотого цвета повторяются. Бальмонт употребляет просторечные выражения.
Предметы и природные явления наделяет человеческими свойствами:
• речка шалит;
• одуванчик седой;
• помогла Весна (пример инверсии).
Своеобразно применение слова «кутерьма»: суматоха, беспорядочное движение, наделенное радостью и весельем.
«Золотое слово» было опубликовано в книге «Зарево зорь».