Город — Сергей Есенин

Храня завет родных поверий —
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
Как муравьи кишели люди
Из щелей выдолбленных глыб,
И, схилясь, двигались их груди,
Что чешуя скорузлых рыб.
В моей душе так было гулко
В пеленках камня и кремней.
На каждой ленте переулка
Стонал коровий рев теней.
Дризжали дроги, словно стекла,
В лицо кнутом грозила даль,
А небо хмурилось и блекло,
Как бабья сношенная шаль.
С улыбкой змейного грешенья
Девичий смех меня манул,
Но я хранил завет крещенья —
Плевать с молитвой в сатану.
Как об ножи стальной дорогой
Рвались на камнях сапоги,
И я услышал зык от Бога:
«Забудь, что видел, и беги!»

Анализ стихотворения «Город» Сергея Есенина.

В 1915 году Сергей Есенин отправляется в Петроград, который в те времена считался литературной столицей страны. Там он знакомится с маститыми собратьями по перу. Появляются первые публикации в изданиях. Поэт по-прежнему беден, поэтическое творчество не приносит ему материальных благ. Написанное в этот год стихотворение «Город» – взор крестьянина на непривычную для него среду.

Характеристики стихотворения:
• жанр – городская зарисовка;
• отсутствует деление на строфы;
• перекрестная рифмовка.

Картина, воссозданная автором, пугает. Читателю предлагается глазами поэта увидеть Петроград, подобный логову чудовища, из которого нет выхода. Есенин сравнивает его с каменной пещерой, в которой отсутствует духовность, обитают опустошенность и стяжательство, царят обман и предательство.

Автор видит себя «искушаемым монахом», отвергнутым чужаком, потерявшим дорогу. Его отчий край защищали незримые стены, сквозь них не проникали скверна и губительная отрава.
Поэт в образе лирического героя беззащитен. Огромное количество людей, в его представлении – это скопище муравьев, мошек, среди которых попадаются змеи. Люди безлики. Их души покоятся в грубой колыбели из гранита и мрамора.

Здесь нет родной, привычной для Есенина, природы. Не встретишь стадо коров, а только «коровий рев теней». В памяти автора всплывают простонародные словечки: «дризжали», «грешенья», вместо литературного «манил» поэт произносит «манул».

Есенин пытается найти во враждебной среде знакомые черты оставленного им родного угла. И тогда Петроградское серое небо становится подобным «бабьей шали». Чудится автору манящий девичий смех: в столице Есенина ждут жена и сын, но он их покинул навсегда.

Сапоги поэта истрепались на каменных мостовых Петрограда, чугунных тротуарах Кронштадта. На новую обувь нет денег. Есенин остается верен православным заветам, человек крещеный, он «с молитвой плюет в сатану». Герой слышит Божий глас, призывающий забыть все и бежать, спасать свою душу. Финал перекликается с сюжетом из Библии о праведнике и Содоме, аналогичен «Пророку» А.С. Пушкина.

Простая речь, христианские постулаты звучат с нотками тревоги и отчаяния. Выразительность тексту придают:
• эпитеты – стальной дорогой;
• сравнения – словно стекла;
• инверсия – бродил я;
• метафоры – кишели люди;
• эмоциональное восклицание в финале.

При жизни Сергея Есенина эти стихи не были напечатаны.

 

Оцените статью
Стихи.iWorky - литературный портал стихотворений поэтов всех времён
Отправить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.