Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.
О надеждах и муках былых вспоминать
В нас тайная склонность кипит;
Нас тревожит неверность надежды земной,
А краткость печали смешит.
Страшна в настоящем бывает душе
Грядущего темная даль;
Мы блаженство желали б вкусить в небесах,
Но с миром расстаться нам жаль.
Что во власти у нас, то приятнее нам,
Хоть мы ищем другого порой,
Но в час расставанья мы видим ясней,
Как оно породнилось с душой.
Анализ стихотворения «Земля и небо» М.Ю. Лермонтов.
В 1831 году семнадцатилетний студент Михаил Лермонтов написал стихотворение «Земля и небо». Это был непростой для Михаила Юрьевича год: умер его отец, юноша остался круглым сиротой на попечении бабушки. Он страстно влюблен, считает, что ему отвечают взаимностью, но ошибается: роман не состоялся, Лермонтов отвергнут. В этот период юный поэт увлекся творчеством Джорджа Байрона.
Поэта волнуют тайны бытия, в стихотворении он пытается сделать выбор между земным существованием и вечным небесным блаженством. Экспериментирует над формой и содержанием своей лирики.
Характеристики стихосложения:
• жанр – философский;
• размер смешанный, сочетание анапеста с амфибрахием;
• рифмовка сложная, холостая.
В образе лирического героя легко узнать самого автора, который общается с читателем от лица всего рода людского. В тексте не встречается местоимение «я», но постоянно звучит «мы».
Сравнение земного и небесного счастья начинается с вопроса-восклицания: «Как землю нам больше небес не любить?». Автору трудно представить, что кто-то отдает предпочтение внеземной жизни. В этом же году Лермонтов еще раз обратится к этому вопросу, и ответ на него будет совершенно противоположен. В стихотворении «Ангел» его героине будут скучны «песни земли», их затмевают «звуки небес».
По замечанию автора, небо уступает земле, оно «меньше в сто раз». Людям свойственно желание «блаженство вкусить в небесах», но им «с миром расстаться жаль».
Размер и рифма могут привести к мысли, что Лермонтов лишь упражняется в написании стихов. Это не так: поэт наполнил стихотворение глубочайшими идеями. Он приходит к выводу, что в земной жизни человеку надеяться не на кого, помощи ждать неоткуда. «Краткость печали смешит». «Грядущего темная даль», в понимании поэта – это не только будущее, но и вечная жизнь. Что «породнилось с душой», с чем останется человек в свой смертный час? Михаил Юрьевич считает, что возобладают тайные склонности, привычки, во власти которых находятся люди. Не суждено пройти проверку смертью. Поиски «другого» не всегда приводят к счастливому концу, небесная высь может оказаться чужой и недоступной.
Художественная выразительность создается:
• рассудительной интонацией;
• противопоставлениями;
• эпитетами: тайная склонность, темная даль;
• метафорой: неверность надежды.
Огромную разницу между образами неба и земли поэт очень трогательно подчеркивает наивным числительным «в сто раз». Он считает, что «вкусить в небесах», достичь вечного блаженства, могут спасенные люди. Лермонтов осознает, что на дороге к поднебесной высоте придется преодолеть многие трудности.